Уровни очной супервизии в гештальт-терапии.

psix-2

Супервизию в гештальт-терапии можно разделить на очную, или супервизию терапии, и заочную — супервизию случая.
Как очная, так и заочная супервизия могут проводится индивидуально или в группе. Индивидуальная заочная супервизия может быть эпизодической, когда терапевт обращается за супервизией по мере возникновения сложностей и систематической или динамической, когда терапевт регулярно обсуждает с супервизором свою работу с одними и теми же клиентами (одним или несколькими, по свободному выбору или предварительной договоренности).

Кроме того, особенно в начале работы гештальт-терапевта, можно использовать заочную супервизию, для обсуждения практики терапевта в целом и сложностей которые возникают при ее начале, создании, поддержании и развитии.

В моем опыте наибольший удельный вес занимают очные супервизии, а так же с некоторых пор, супервизия супервизии, т.е. обсуждение их работы с начинающими супервизорами на интенсивах. В этой связи мне захотелось систематизировать мой опыт очной супервизии и структурировать его в виде некоторых последовательных уровней по мере возрастания переносимости супервизии терапевтом.
Начну с обозначения основных целей супервизии в гештальт-терапии. На мой взгляд, их две — поддержка формирования и развития профессиональной позиции терапевта.
Формирование профессиональной позиции включает в себя формирование физической и психологической устойчивости в ситуации сессии и супервизии, способность выдерживать уровень возбуждения и поддерживать его на оптимальном для себя уровне, осознавать себя и происходящее в сессии, формулировать основные аспекты своей профессиональной идентичности, как гештальт-терапевта, осознавая и/или предполагая какие действия терапевта и как поддерживают клиента в его продвижении к достижению целей терапии.

Выделение уровней очной супервизии может помочь структурировать достижение этих задач супервизором.

 

69f2f856d072d1ce77328c4c3a3af3a1
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ: УСПОКОИТЬ.
Начинающие терапевты особенно при работе в группе и последующей ситуации супервизии зачастую попадают в различного рода незавершенные травматические ситуации прошлого и сильные переживания, превышающие их способность осознавать и справляться с ними. В этой ситуации задача супервизора помочь терапевту справиться с избыточным уровнем возбуждения.
Я решаю эту задачу в основном тремя способами:
1) поддержкой осознавания и дифференциации своих переживаний терапевтом, фокусировкой с помощью вопросов (что сейчас с тобой, что ты чувствешь, или обрати внимание на себя, на свои переживания)
2) поддержкой дефлексии, юмором и шутками, например, шутливо поздравляю терапевта с тем что он «пережил этот ужас», уточняю, был ли это просто «ужас» или «ужас, ужас, ужас», и т.д. и т.п.
3) заземлением терапевта, возвращением его к осознаванию ощущений тела, опоры, дыхания.
В крайних случаях «успокоение» терапевта может вести к осуществлению мини-сессии по работе с травмой.

Если задача УСПОКОИТЬ выполнена или не актуальна, а время есть, то наступает очередь второго уровня.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ — ПОХВАЛИТЬ И ДАТЬ ПОХВАЛИТЬСЯ
Начинающие терапевты, особенно с проблемой негативной самооценки, часто обращаются на супервизии с типичными запросами «скажи что я сделал не так, какие ошибки допустил» или «что я не заметил в сессии», провоцируя тем самым отыгрывание в супервизии своей нарциссической травмы.
В этом случае мне кажется целесообразным поддержать терапевта в формировании или развитии позитивной оценки его работы. Для этого я могу предложить ему отметить самому несколько пунктов того, что он сделал в сессии хорошо, что ему понравилось в своей работе. Если это предложение отличается чрезмерной новизной, и повергает терапевта в растерянность и недоумение, то я могу, с согласия терапевта, сам рассказать, что именно мне показалось удачным и важным в его работе.
Если супервизор сам хвалит терапевта, то на этом стоит остановиться, т.к. это уже достаточно большой новый опыт для терапевта. Если терапевт в состоянии сам уверенно отметить положительные моменты в своей работе, то можно переходить к следующему уровню.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ — ДАТЬ РАССКАЗАТЬ.
После того, как терапевт сформирует в целом положительное восприятие себя как терапевта и своей работы, можно переходить к следующему уровню — феноменологическому процесс-анализу сессии. Его актуальность может быть заподозрена, если терапевт хорошо справляется со своим возбуждением, не проецирует на терапевта роль оценки, и проявляет безоценочный интерес к тому, что происходило в сессии. Одним из признаков этого может быть попытка терапевта начать супервизию с запроса «что ты заметил в сессии». Удовлетворять этот запрос с ходу не стоит. Я обычно возвращаю его терапевту, прося его самого рассказать о том, что происходило с ним в сессии, что он чувствовал, что замечал у клиента, какие гипотезы у него возникали, что он делал в сессии и зачем.
Следует отметить, что достижение третьего уровня, обычно характерно для достаточно продвинутых обучающихся терапевтов. Если супервизируемый, рассказывая о своей работе чувствует себя недостаточно уверенно, излишне волнуется, тревожится, смущается, борется со страхом или стыдом, ожидая критики от супервизора, и ему не достаточно нейтрального, или сдержанно одобрительного молчания, кивания, или реплик супервизора типа «да», «угу», «я это тоже заметил», то возможно переход к третьему уровню преждевременен и требуется возврат на второй.
Если супервизируемый чувствует себя достаточно уверенно на третьем уровне, то супервизор может прейти к четвертому .

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ — РАССПРОСИТЬ.
Четвертый уровень это проясняющие вопросы. Мне кажется важным удерживаться по возможности от четвертого уровня, пока терапевт не освоился на предидущих, т.к. иначе вопросы могут начать восприниматься как критические, направленные на выявление недостатков работы.
Я стараюсь задавать проясняющие вопросы исходя из того, что было мне непонятно во время сессии и осталось загадкой после рассказа терапевта. Хорошая толерантность к вопросам, интерес к ним и ощущение помощи от них позволяют предположить, что терапевт готов к продолжению супервизии на четвертом уровне. Типичные проясняющие вопросы направлены на раскрытие внутренней феноменологии терапевта, его чувств, намерений и гипотез в тот или иной момент сессии. Это может быть, например, что-то вроде «что ты почувствовал, когда клиент сказал то-то», или «перед тем как начал делать то-то», «какие у тебя были идеи», «что ты хотел сделать этим для клиента», «в чем ты хотел его поддержать».
Задача проясняющих вопросов расширение уровня осознавания терапевта в сессии и обнаружение зон ближайшего развития.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ — ПОГОВОРИТЬ.
Осуществление пятого уровня предполагает, что терапевт может находиться в диалоге с супервизором и готов рассматривать его как источник поддержки расширения своего профессионального осознавания. Сама супервизия при этом может начинаться с третьего уровня, а при нехватке времени — даже сразу с четвертого. При этом вопросы уже задаются супервизором не столько для продвижения осознавания терапевта, сколько для собственной ориентировки в том, что происходило в сессии и какая исходная картина имеется у терапевта.
Если сессия с точки зрения супервизора была достаточно «прозрачной» и в ней не было «не ясных», «мутных» мест, то возможен непосредственный переход к основному вопросу пятого уровня «что бы тебе было интересно обсудить со мной в этой сессии, какие моменты в ней продолжают тебя интересовать сейчас». Суть это вопроса — поддержать собственный интерес и любопытство терапевта к своей работе, продвигаться в ее изучении опираясь на свою интенцию. Важно, чтобы супервизор был способен, удовлетворив предварительно свой интерес, поддерживать далее в диалоге развертывание интереса терапевта. Это для меня является залогом того, что терапевт выйдя на пятый уровень сможет уже самостоятельно продолжать изучать свою работу и использовать помощь супервизора не в обязательном порядке, в рамках учебной программы, а добровольно, с удовольствием и интересом.

А. Смирнов. Кичиер-Фрязино, 2013г.